Выбор будущей профессии – серьезный шаг, который определяет интерес к учебе и успешное жизнеустройство молодых людей. Полагаться только на удачу не стоит, желательно прислушиваться к профессионалам. Как это работает?
Сегодня во многих школах или центрах дополнительного образования для старшеклассников проводят тесты, благодаря которым выпускник понимает, какое направление ему близко и где стоит работать.
В Ханты-Мансийском районе и в столице Югры создали проект по профориентации детей-сирот и выпускников детских домов, приемных семей. Для них особенно важно не ошибиться с выбором профессии: как правило, они испытывают затруднения с успешным устройством в жизни.
– В округе в этом отношении ситуация лучше, потому что у нас более 90 процентов детей находятся в приемных семьях, – объясняет инициатор проекта Андрей Шаламов. – Две трети людей не работают по специальности, которую получили. А это значит, что ресурсы выброшены на ветер, и, более того, если человек получил не ту специальность, к которой он расположен, по сути, этот человек несчастливый. Потом очень сложно переучиться.
Ребята проходят тест из трех блоков, который выявляет их способности, интересы и личные особенности. Это определяет профессиональные предпочтения испытуемых. При диагностике интересов определяют склонности к профессиям таких типов, как техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа и риск. Для того чтобы человек успешно осваивал какую-либо специальность, он должен быть в ней заинтересован личностно, а не исходить только из того, что какая-то деятельность является высокооплачиваемой. Доходы – это уже вторичный фактор выбора.
Способности к вычислениям, языку, эрудицию, внимание, уровень зрительной и абстрактной логики оценивают при исследовании интеллекта. Эти показатели определяют качества, без которых освоение профессии невозможно или затруднительно. Например, человек не сможет освоить инженерные специальности без способностей к вычислениям и работе со схемами и чертежами – все это зависит от зрительной логики.
Диагностика личностных особенностей выявляет качества, влияющие на процесс получения образования: интроверсия – экстраверсия, способности к командной работе, самоконтроль поведения и эмоциональная стабильность. Личностные особенности определяют уровень комфорта в освоении определенных профессий. Условно, если у человека сильно выражена интроверсия и низкие показатели к деятельности, связанной с общением, ему будет тяжело работать врачом, учителем, воспитателем, менеджером, социальным сотрудником. В этих сферах ему грозит эмоциональное выгорание, что приведет к разочарованности в профессии и в себе.
Результаты диагностики изучают специалисты с высшим психолого-педагогическим образованием и опытом работы в области профориентации. После этого каждый участник проекта получает консультацию по построению индивидуального образовательного маршрута. Из-за пандемии коронавируса все это проходит в дистанционном формате.
В диалоге с подростком психолог уточняет его желания и потребности в профессиональном самоопределении, рассматривает его возможности обучения в вузе или в учреждении среднего профессионального образования. Он рассказывает о конкретных организациях, в которых есть интересующие подростка специальности. Раскрывает особенности профессий, их достоинства и недостатки, объясняет, какие требования предъявляют к работникам, каковы перспективы развития этих направлений.
Специалисты ориентируют школьников на то, что сейчас нет профессий, в которых, например, требуется только способность к вычислениям. Успешность в той или иной специальности больше определяется личностными особенностями. Кроме того, появляется все больше профессий на стыке наук: биология и физика дали биофизику, биология, инженерия и программирование – генную инженерию, психология и лингвистика – психолингвистику. Специалисты в области гуманитарных наук и программисты совместно работают над созданием множества обучающих курсов.
Также стоит отметить, что человек должен быть гармонично развит и способен ориентироваться в разных направлениях в современном усложняющемся мире. Это позволит молодому поколению быть более мобильными на рынке труда и свободнее передвигаться в нем.
Всего за несколько месяцев 30 молодым людям в возрасте от 14 до 18 лет помогают определиться с профессией. В результате будущим студентам рекомендуют определенную сферу, работая в которой они будут наиболее эффективны и успешны.
Наставник, найдись!
Руководитель проекта Андрей Шаламов при поддержке гранта губернатора Югры реализует программу долгосрочного индивидуального наставничества. Молодым людям – воспитанникам или выпускникам детских домов, приемных семей подбирают волонтера-наставника, который готов регулярно встречаться с ними и делиться своим жизненным опытом и ценностями. Наставник помогает им социализироваться, благополучно устроиться в жизни. Сотрудничество касается и вопросов образования, трудоустройства и решения насущных бытовых проблем. Волонтером может стать любой россиянин старше 25 лет без судимости и зависимостей.
Чтобы принять участие в программе в качестве наставника или наставляемого, нужно позвонить по телефону 8 (3467) 31-77-40.
– сообщает ugrа-nеws
4 комментария
Спасибо за информацию. Ничего сложного нет
Интересно, но все же хотелось бы побольше почитать об этом. А мы собираемся открыть свой автосервис. Помещение нашли, штат работников укомплектован. Вопрос только остался где купить качественное автосервисное оборудование, чтобы не подвели по срокам и цена была адекватная. А то знакомый заказал вот так наугад, пообещали быстро и недорого, а уже 2 месяца ждет. Кто подскажет где заказать профессиональный инструмент и оборудование для автосервиса?
Я так сильно привязался на Ваш web-сайт, по какой причине не могу просуществовать без него и недели
Ваше мнение на чрезвычайно важные для граждан вещи заслуживает внимания. Большое спасибо!